Нацистские движения в
Прибалтике

Каждый сам себе глухие двери,
Сам себе ответчик и судья,
Сам себе и Моцарт и Сальери
Сам себе и жёлудь, и свинья.

Игорь Губерман



 ---Восстановление исторической справедливости в Прибалтике оборачивается тяготением к нацизму
---Эстония

Евросоюз возмущен открытием в Эстонии памятника нацисту
Молодые учат "Майн Кампф"

---Латвия
Некоторые примеры из современной истории Латвии:
Тяжкий груз прошлого: Холокост в Латвии

Восстановление исторической справедливости в Прибалтике оборачивается тяготением к нацизму
   Возрождение нацизма - проблема не только национальных меньшинств в этих странах, но и мирового сообщества.
   Очень трудно прокомментировать то, что происходит сегодня в Прибалтике, не рискуя нарваться на упреки в "необъективности" и "предвзятости".
   Можно, конечно, вспомнить о том, что эсэсесовские дивизии формировались не только в Прибалтике. Нацисты привлекали в их ряды и французов, и голландцев, и хорватов.
   И везде лозунг был один - "Защитим Европу от большевистской угрозы". Но отношение к этим людям после войны везде было одинаковым - презрение.
   И ни в одной западноевропейской стране памятники и мемориалы эсэсовцам не открывались, как в нынешних странах демократической Прибалтики.
   Конечно, можно привести в пример Германию, где ветераны СС периодически устраивали шествия. Но правительство этой страны всегда старательно дистанцировались от этих сборищ.
   То, что происходит сегодня, оправдать вообще никак невозможно. Ссылка на то, что легионеры-эсэсовцы защищали свою родину от советского нашествия и поэтому достойны всяческого уважения, рассчитана на тех, чьи мозги бесповоротно окутал самый дремучий шовинизм.
   Недавно прошел референдум по вступлению в Евросоюз. Большинство граждан высказались "за". Что ж, остается только поздравить Брюссель - теперь Евросоюз может похвастаться страной, где открыто превозносят "подвиги" нацистов. Впрочем, Гитлер ведь тоже мечтал о единой Европе, разве не так?
   После получения независимости в прибалтийских республиках была дана однозначная и вполне ожидаемая оценка событий двадцатого века. Согласно ей, нахождение в составе СССР считалось оккупацией, а сотрудничество с нацистской Германией - освободительной борьбой.
   В октябре 2002 года Полиция Безопасности Эстонии приняла решение не возбуждать уголовное дело против 16 бывших военных из Эстонского Батальона, которых Центр Симона Визенталя обвинял в участии в расстреле 2500 евреев во время Второй мировой войны.
   Каждый год в марте в Риге проходит торжественное шествие ветеранов "Латышского легиона СС". Обычно оно начинается отпеванием в Домском соборе и заканчивается пением военных песен у памятника Свободы. В 2003 году шествие прошло без санкции властей, однако в таковой было отказано не по идеологическим причинам, а из страха провокаций. Аналогичные мероприятия регулярно проходят в Эстонии.
   
   Эстония
   
   К моменту распада СССР русские составляли 30 процентов населения Эстонии. Кроме русских и эстонцев, в республике также проживало около 6 процентов украинцев, белорусов и представителей других этнических групп. Около 80 процентов русскоязычного населения Эстонии проживало там как минимум с конца семидесятых годов, а сорок процентов были уроженцами республики.
   В движении за независимость наряду с эстонцами участвовало немало представителей других национальностей. Первые проекты будущего закона о гражданстве предполагали автоматическое получение гражданства лицами, родившимся на территории страны. Однако вскоре в политической мысли возобладала концепция национального государства. Поэтому согласно принятой в 1991 году конституции и закону о гражданстве от 1995 года гражданами стали только те, кто жил в Эстонии до 1944 года (дата начала советской оккупации) и их потомки. Таким образом, подавляющее большинство русскоязычного населения должно было пройти процесс натурализации, то есть получения гражданства.
   В результате на данный момент гражданством Эстонии обладают только 40% русскоязычного населения, и каждый пятый житель страны является человеком без гражданства.


   Евросоюз возмущен открытием в Эстонии памятника нацисту


   Британская газета Independent обвиняет Эстонию в разжигании антисемитизма и прославлении нацизма. Поводом к тому послужило недавнее открытие памятника полковнику войск СС. Independent пишет, что на Западе бурю возмущения вызвал тот факт, что эстонское правительство не сделало никаких заявлений о том, что оно возражает против возведения памятника. Если никаких мер принято не будет, еврейские организации обещают подать жалобу в ЕС. Они утверждают, что открытие памятника позволяет предположить, что власти всячески стараются прославить эстонцев, сражавшихся против русских на стороне Германии в годы Второй мировой войны.
   В Северной Эстонии по инициативе богатого фермера был поставлен памятник Альфонсу Ребане, эстонцу, служившему в СС. Монумент сооружен на частной земле без привлечения государственных средств, однако на церемонии его открытия присутствовал депутат эстонского парламента Тривими Веллисте. Ребане был нацистским палачом и несет ответственность за убийство тысяч евреев и русских в 1941-1945 годах. Он также обвиняется в участии в карательных операциях на территории России, в ходе которых погибли тысячи мирных жителей
   
   Молодые учат "Майн Кампф"
   
   Демократическая и левая пресса Эстонии обвиняет чиновников этой страны в фактическом попустительстве экстремистским организациям. В начале августа по эстонским газетам прокатилась волна возмущения по поводу отсутствия какой-либо внятной реакции властей на появившиеся антисемитские надписи на стенах домов, а также по поводу участившихся выступлений фашистских молодежных организаций. Подобные выступления проходят, хоть и без официального разрешения властей, но вполне спокойно (в том смысле, что полиция никак не реагирует на призывы активистов убивать евреев). Кроме того в последнее время во многих эстонских городах появились на стенах надписи, оскорбительные не только для евреев, но и для самих эстонцев, так как эти надписи никто не стирает, получается, что в Эстонии к таким взглядам относятся лояльно.
   Но если бы проблема ограничивалась бы только вялой реакцией властей - все было бы не так плохо.
   Дело в том, что молодежное течение скинхедов, которое в других странах, как правило, возникает спонтанно и не имеет четкой структуры, в Эстонии весьма хорошо организовано. Теперь местные скинхеды не просто одна из групп неформалов, а опаснейшее, хорошо организованное движение со своими авторитарными лидерами и вертикальной структурой подчинения. Заправляет всем этим некий деятель из Нарвы, имя которого скрывается. Организация скинхедов разбита на отдельные ячейки по пять человек, члены которых знают о существовании других ячеек, но не знают их в лицо, а также ничего не могут сказать об их местонахождении.
   Идеология эстонских скинхедов основывается на изучении "Майн Кампф" и культивировании ненависти к евреям. Среди "бойцов", как они сами себя называют, проводится постоянна агитационная работа, состоящая в просмотре кинохроники с выступлениями Гитлера и других идеологов фашизма, заучивании их высказываний и т. д.
   Пока что неонацисты в основном действует в городе Силламяэ, но, учитывая хорошие организаторские способности лидеров, в скором времени скинхеды могут распространить свое влияние и на другие города. Мэр города заявил, что осуждает деятельность этой группировки, однако, по его мнению, "скинхеды не имеют никакого влияния, и на них не стоит обращать внимания".
   Такая беспечность вызывает серьезные опасения не только у еврейской общины, но и у самих эстонцев, которым неприятно, что на стенах их домов нарисованы свастики и написаны лозунги с призывами убивать евреев. Однако по непонятным причинам власти не спешат стирать эти надписи и предпочитают смотреть на сложившееся положение сквозь пальцы.
   Некоторые наблюдатели считают, что ситуация в современной Эстонии очень напоминает положение в Германии накануне прихода Гитлера к власти. Тогда тоже никто не принимал всерьез факельные шествия, истеричные речи будущего фюрера и людей в фашистской форме. Цену этого равнодушия прекрасно помнит и сама Германия и весь мир.
   Между тем эстонские скинхеды не собираются останавливаться на достигнутом: они хотят выдвинуть на предстоящих выборах своего кандидата, ведут пропаганду среди совершеннолетних граждан, и настроены вполне серьезно. Так что, скорее всего тревога не напрасна.
   
   Латвия
   
   На 1 июля 2002 года латыши составляли 58,1% от общего числа жителей, русскоязычное население (включая украинцев и белорусов) - около 40 процентов. Получение латвийского гражданства в этой стране также предполагало прохождение экзамена на знание языка, конституции и основ латышской культуры. В данный момент около 55 процентов русских, проживающих в Латвии, не имеют латвийского гражданства.
   В Латвии вопросы гражданства регулируются постановлением Верховного Совета Латвийской Республики от 15 октября 1991 г. "О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условий натурализации". Практически гражданами Латвийской Республики признаются лица, имевшие латвийское гражданство на 17 июня 1940 г., и их потомки. Для нелатышского населения, желающего получить гражданство, предусматривается 16-летний ценз оседлости, невозможность двойного гражданства, клятва верности республике, сдача экзаменов на знание Конституции и латышского языка.
   Неграждане не могут участвовать в выборах на государственном уровне, избираться в органы власти, покупать землю и участвовать в приватизации. В соответствии с Конституцией Латвии судьи Конституционного суда избираются парламентом, в котором лишь 16% депутатов принадлежат к другим этническим группам (нелатыши), ни один из 7 судей Конституционного суда не представляет какую-либо иную этническую группу, кроме латышей.
   
   Некоторые примеры из современной истории Латвии:
   
   1992 год. В военном музее города Риги открыт зал в честь штандартенфюрера SS и руководителя вооруженных банд гитлеровской "пятой колонны" А. Пленснера. Именно его подчиненные летом 1941 года зверски убили в Латвии многие тысячи граждан еврейской национальности, главным образом женщин и детей. И несколько тысяч латышских и русских антифашистов.
   1993 год. В актовом зале технического университета бывшему офицеру латышского добровольческого легиона SS Андрею Фрейманису торжественно вручили Рыцарский Крест, к которому он был представлен фюрером во время обороны Курляндского котла, но тогда его не получил. Приняв награду, Фрейманис рявкнул: - Хайль Гитлер!
   1994 год. Почет и уважение в "демократической" Латвии отдается памяти главного фюрера латышских фашистов Густава Целминьша - организатора и руководителя фашистской партии "Перконкрустс" ("Громовой крест").
   1995 год. 16 марта, то есть в День латышского добровольческого легиона SS на Братском кладбище в Риге, на самом почетном месте - у скульптуры Матери Латвии были захоронены привезенные из Германии останки генерального инспектора легиона генерала Рудольфа Бангерского.
   1997 год.
   20 марта депутат Сейма Ю. Добелис на пленарном заседании парламента выступил с рассуждениями об умственной неполноценности представителей национальных меньшинств как причине их дискриминации. "Говорить о дискриминации просто смешно… Дискриминация произошла в их мозгу и она шла еще от природы, от генов…" Никто из парламентариев или руководителей Сейма не счел нужным прервать эти расистские высказывания или выразить свое несогласие.
   В Латвии вышел двухтомный учебник по латышской истории Яниса Карклиньша "Латышский Уленшпигель", который был утвержден Департаментом образования. Справка о Герберте Цукурсе гласит, что это был популярный латышский летчик, который летал в разные страны, а потом его убили агенты израильских спецслужб. В учебнике нет ни слова о том, что именно Цукурс любил собственноручно разбивать еврейских младенцев об угол дома. Между тем, его портрет висит в Музее оккупации, находящемся ныне в здании бывшего Музея красных латышских стрелков.
   В городе Либажи торжественно открыт памятник освободителям города. 56 лет назад Либажи были заняты гитлеровскими войсками. В церемонии открытия принял участие командующий вооруженными силами Латвии г-н Далбиньш.
   В Елгаве по решению городской думы демонтирован памятник освободителям города от гитлеровских войск.
   В ночь на 7-е июня взорван Мемориал освободителям Риги. Взрыв произведен фашистской организацией "Перконкрустс". Сегодня она называет себя "боевой латышской организацией, ядром расовой и национальной чистоты, цель которой - латышская Латвия"
   2-го октября министр обороны Латвии вручил Знак золотого почета Трех Звезд А. Менцису - бывшему командиру латышской эскадрильи, воевавшей в составе гитлеровских войск и активисту организации "Даугавас ванаги". Менцис был удостоен награды "За особые заслуги перед Латвией".
   1998 год.
   В середине февраля прокуратура Латвии решила, что встречающееся в газетах выражение "русские жиды" не является оскорблением национального достоинства какой-либо этнической группы. Это - новое словообразование.
   8 марта в городе Лиепае был осквернен памятник советским воинам, погибшим в борьбе с фашизмом. Власти не приняли конкретных мер, чтобы найти и наказать виновных и предупредить акты вандализма в будущем.
   19 марта Сейм отклонил предложение оппозиции законодательно определить статус ветеранов антигитлеровской коалиции.
   5-го апреля на кладбище в Лиепае осквернен мемориал памяти жертвам Холокоста.
   12 апреля под Лиепаей осквернили памятную доску первому президенту Латвии Янису Чаксте. На мемориальной доске была нарисована желтой краской шестиконечная звезда Давида.
   5-го мая взрывом поврежден памятник жертвам Второй мировой войны в Добеле.
   8-го мая в День памяти жертв Второй мировой войны президент Г. Улманис признал, что фашизм был самым большим врагом человечества. Он осудил нацистскую идеологию и заявил, что в Латвии нацизма нет.
   В это же время в латвийском городе Лестене состоялось торжественное перезахоронение останков латышских легионеров SS, погибших в годы Второй мировой войны, и открыт мемориал, на создание которого было затрачено около 400 тысяч долларов из государственного бюджета. На церемонии присутствовало более тысячи человек, в том числе несколько депутатов Сейма.
   Власти поселка Лапмежциемс Тукумского района Латвии в День разгрома нацизма распорядились убрать из поселка памятник воинам, погибшим при его освобождении от гитлеровцев в 1944 году.
   1999 год.
   7-го апреля в Риге предпринята попытка взорвать памятник жертвам Холокоста. В 3.25 по местному времени прогремел первый взрыв, а примерно через полчаса - второй. Мощность взрывчатки была эквивалентна 100 граммам тротила.
   2000 год.
   В июне в Риге собрались инициаторы создания новой националистической "Латвийской партии будущего" (ЛПБ). Среди них - один из бывших лидеров уже распавшегося Народного фронта Латвии Эдуардс Берклавс, депутат Сейма Оскарс Григс, бывшие легионеры, националистически настроенные представители интеллигенции. Организаторы ЛПБ заявили, что в настоящее время в Латвии нет "подлинно национально-патриотической организации", поэтому ЛПБ задумана как "партия действия".
   Летом произошло и другое знаменательное событие, демонстрирующее рост нацистских тенденций в стране. Сейм в очередной раз проголосовал против направления в парламентские комиссии проекта закона, предусматривающего социальные льготы для борцов-антифашистов. Как заявил депутат Сейма от правящей партии "Отечеству и Свободе" Юрис Добелис, "никаких льгот воины-антифашисты недостойны". Тот факт, что не только в странах антигитлеровской коалиции, но и в Германии, определен юридический статус граждан, сражавшихся против фашизма, депутаты отказались принять во внимание.
   Все активнее ведет себя националистическая организация "Намес". Один из ее руководителей Александр Калванс, являющийся также вице-президентом объединения военных ветеранов, воевавших на стороне гитлеровской Германии "Даугавас ванаги" ("Ястребы Даугавы") заявляет, что "недовольные своей жизнью в Латвии русские и евреи должны возвратиться на свою историческую родину"
   Продолжается обсуждение вопроса о включении в состав Национальных вооруженных сил (НВС) общественной военизированной организации "Айзсарги" ("Защитники"). Речь идет об организации, созданной в 1919 году, активно сотрудничавшей с гитлеровцами в годы Второй мировой войны и сегодня ассоциирующей себя с латышским добровольческим легионом "Waffen SS". В период немецкой оккупации "Айзсарги" являлись ядром карательных полицейских батальонов. Ее члены не скрывают своих антисемитских взглядов.
   В рядах "защитников" насчитывается свыше 5 тысяч человек, тысяча из которых вооружена и достаточно активна.
   
   Тяжкий груз прошлого: Холокост в Латвии


   "Болезненность" названной темы в истории Второй мировой войны в Латвии связана с хорошо известной спецификой уничтожения еврейского населения, проводившегося нацистским режимом на оккупированных Германией территориях.
   В то время как в странах Западной Европы евреев депортировали в лагеря смерти, на территории СССР, в том числе и на землях, присоединенных к Советскому Союзу в 1939-1940 гг., они уничтожались на месте, во многих случаях - с привлечением для этой "работы" местного населения. В качестве примера исследователи, как правило, называют Польшу, Литву, Латвию и Западную Украину.
   Во многих местах, особенно в небольших населенных пунктах, полиция из числа местного населения и другие коллаборационисты уничтожали евреев даже без участия немцев или при акции уничтожения присутствовали один-два представителя оккупантов - для организации.
   Воспоминания переживших Холокост иногда создают впечатление, что не немцы, а поляки, украинцы или латыши развязали массовые убийства евреев. И. Арад к роли местного населения в уничтожении евреев относит также и то что без его участия нацисты не могли бы идентифицировать евреев, а следовательно, не смогли бы уничтожить столь большое число людей в такие короткие сроки (большая их часть была уничтожена к концу 1941 - началу 1942 года).
   Латвийский историк Л. Дрибинс совершенно справедливо указывает, что нацисты уничтожили бы евреев и без всплеска ненависти к ним со стороны местного населения. Однако эта ненависть помогала нацистам распространять представление, что латыши якобы сами требовали ликвидации евреев.
   Целью антисемитской пропаганды нацистов было натравить эстонцев, латышей, литовцев, белорусов, украинцев, поляков и русских на евреев, добиться от них поддержки большинством их уничтожения евреев или, по крайней мере, непротивления этому.
   Главный из мифов состоит в том, что латышские легионеры СС сражались за независимость Латвии. То, что подобное утверждение лишено каких бы то ни было научных оснований, очевидно. Если провести историческую аналогию, то это, по меньшей мере, равносильно заявлению, что "власовцы" под претенциозным названием "Русская освободительная армия" сражались за свободу России.
   Латышские легионеры сражались за то же самое, что и все войска фашистской Германии, - за гитлеровский "новый порядок", против антигитлеровской коалиции, против Объединенных Наций, продлевая агонию нацистского режима буквально до самого последнего дня войны. Легионеры не знали, что после войны латышей планируется "вытеснить" из Латвии, что, осуществляя разработанный в 1942 г. генеральный план "Ост", в течение 25 лет в Латвии было предусмотрено разместить 164 тысячи привилегированных немецких колонистов. Легионеры не знали, что никакая независимость Латвии, даже автономия, не была предусмотрена. Так называемое земельное самоуправление было не только марионеткой нацистов, но и, начиная с его руководства, находилось в услужении у германских секретных служб.
   В Латвии под ружье в том или ином виде гитлеровцами было поставлено до 150 тыс. человек, и эти люди воевали на стороне режима, развязавшего Холокост. Если учесть, что к началу войны население Латвии составляло около 2 млн. (около 80 % были латыши), то это могло затронуть большинство латышских семей. К тому же, нацистский оккупационный режим на территории Латвии (если исключить его отношение к евреям) в целом был мягче, чем на ряде других оккупированных Германией территорий.
   В латышском обществе считалось, что, поскольку Холокост связан только с евреями и цыганами и событиями более чем полувековой давности, то теперь это не актуально.
   В действительности же, по моему мнению, эксцессы, подобные Холокосту, повторяются и в наши дни и угрожают всем государствам. Холокост не связан только с одним или двумя народами.
    В XX веке первый геноцид имел место в 1915 г. в Турции, когда были убиты полтора миллиона армян. В наши дни подобные явления наблюдались в бывшей Югославии. Холокост, таким образом, беспрецедентен по своим масштабам, но не по сути.
   В Латвии в этой связи примечателен пример рижского портового рабочего Жаниса Липке, спасшего от гибели более 50 евреев. Когда уже после войны люди интересовались, что же побудило его на такой смертельно опасный поступок, Ж. Липке отвечал, что если бы евреи убивали немцев, то он спасал бы немцев. То есть, это нравственная позиция. Следовательно, сведение причин Холокоста лишь к антисемитизму отвлекает от выявления более общих закономерностей.
   В концентрированном виде три наиболее актуальных вопроса темы сформулировал видный латвийский публицист и политик М. Вульфсон:
   Во-первых. Чем объясняется, что именно в Латвии немецкие фашисты нашли относительно много приспешников, готовых вместо немцев и, главное, по собственной инициативе участвовать в насилии и убийствах своих еврейских сограждан, соседей и даже друзей, а потом и в дележе имущества умерщвленных?
   Второй вопрос. Чем объяснить, что большинство латышей с полным равнодушием смирились с тем, что Рига - столица Латвии и гордость латышского народа - в годы немецкой оккупации была превращена в кладбище более чем ста тысяч жертв Холокоста?
   Третий вопрос. Чем объяснить, что в свободной и независимой Латвии факт массового уничтожения евреев в период с 1941 по 1944 г. в целом обходят молчанием, ограничившись лишь декларативными заявлениями парламента и уклоняясь от покаяния, которое единственно могло бы показать, что новый холокост на латвийской земле никогда больше не повторится".
   Открытое и зверское уничтожение евреев было одной из особенностей Холокоста в Прибалтике. Не вполне еще ясен и вопрос о конкретных мотивах, побудивших значительное число представителей местного населения по собственной воле не только пойти в услужение к нацистам, но и стать соучастниками творимых ими кровавых преступлений. Чем они руководствовались в большей степени: ксенофобскими настроениями, местью евреям за сотрудничество с советской властью, жадностью к еврейскому имуществу, желанием выслужиться перед новыми хозяевами?
   С этим спорным вопросом связан еще один исторический миф, опять-таки исходящий из латышской эмигрантской историографии, - якобы чрезмерно активное сотрудничество евреев с советской властью в 1940-1941 гг. и их участие в массовых репрессиях сталинского режима против жителей Латвии (что в годы войны навязчиво насаждалось нацистской пропагандой с целью усилить антиеврейские настроения в латвийском обществе).
   Что же касается репрессий, то А. Странга, специально изучавший этот вопрос, утверждает, что он не знает в то время организации, более латышской по своему составу, чем латвийский филиал ЧК. По данным исследования Р. Виксне, не подтвердилось и мнение, что уничтожение евреев напрямую связано с упомянутыми советскими репрессиями; хотя автор и не может отрицать известного момента мести, однако это не был определяющий мотив.
   Геноцид - это лишение жизни только за национальную принадлежность, без какого-либо другого повода. Советские репрессии в Латвии, указывает он, не имеют таких признаков. Хотя они были необоснованными, несправедливыми и жестокими, это не был геноцид и холокост, поэтому есть основание говорить о Холокосте как об особо опасном феномене: "Холокост нельзя свести к вине одной нации или конфликту двух народов. Он коренится в каком-то более глубоком моральном дефекте". Почву для Холокоста, считает И. Клейман, подготовили патологические изменения в общественном сознании, деформированные мораль и система ценностей. "Людоедский менталитет в чистом виде не мог внедриться в XX веке в Европе. В сознании европейцев он пророс как злокачественный метастаз национальной идеи. Господствовавший в довоенной Европе национализм был деформированным, агрессивным и шовинистическим. В авторитарной Латвии честь народа была возвеличена как высшая ценность, более священная, чем справедливость, права человека и человеческая жизнь..
   В этой связи И. Клейман говорит о "предосвенцимском менталитете" - в таком же значении, как в медицине говорят о "предынфарктном состоянии". Националистической идеологии, указывает он, был нужен образ врага. После советских репрессий в такого коллективного врага было превращено еврейское меньшинство. Для нацистской логики ничего не значило ни то, что от советских репрессий евреи пострадали пропорционально больше, чем латыши, ни то, что среди оставшихся в Латвии евреев уже не было советских активистов. Большинство латвийского общества либо поддержало Холокост, либо молча с ним смирилось.
   Потребовалось пережить безумие Холокоста, чтобы понять, национализм не решает наиболее крупных проблем ни человечества, ни личности.
   
   

Марширують бывшие есесовцы і охранники концлагерей

 

Hosted by uCoz